Диски колес

Диски

 

     Важным и неотъемлемым элементом автомобиля является колесо, именноколесо, а не «диск», как приходится часто слышать. Давайте сначала разберёмся в формулировках:

     Колесо – вращающийся и передающий нагрузку элемент, расположенный между шиной и ступицей и состоящий обычно из обода диска.

     Обод – часть колеса, на которую монтируется шина.

     Диск – часть колеса, непосредственно крепящаяся к автомобилю.
     Колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов металлов. Стальные колёса, вернее, их части, штампуют из листа металла, а потом эти части соединяют между собой сваркой. Большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными колёсами. К их достоинствам можно отнести довольно высокую прочность и возможность восстановления, даже в случае очень сильного замятия закраин. Основные недостатки: большая масса, невысокая точность изготовления и устаревший дизайн.

     Легкосплавные колёса во многом превосходят стальные. Наряду с высочайшей точностью изготовления, применение легкосплавного колеса улучшает охлаждение тормозного узла, благодаря высокой теплопроводности сплава и более открытой конструкции. Но самым важным является снижение веса колеса и как следствие уменьшение массы неподрессоренных частей автомобиля, что благоприятно проявляется в динамике движения автомобиля, а так же при разгоне и торможении и что не маловажно, уменьшается расход топлива. 
    Легкосплавные колёса, в свою очередь, делятся на литые и кованые. Литое колесо имеет зернистую внутреннюю структуру металла, за счёт этого колесо более подвержено деформации по сравнению с кованным.  

     Кованый же, металл, которого имеет многослойную волокнистую структуру, исключительно прочен; колдобины ему не страшны.
     Льют и куют колёса из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные колёсные диски в порядке возрастания по  техническим характеристикам, то ряд будет таким:

        литой магниевый - легкий, но капризный, быстро растрескивается и более подвержен влиянию агрессивных сред.

        литой алюминиевый - по совокупности качеств, является наиболее предпочтительным вариантом.

        кованый алюминиевый - прочный и легкий. За счёт применяемых технологий при изготовлении, стоимость колеса существенно возрастает.

        кованый магниевый -  сверхпрочный и легкий.

      При выборе колёс, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые кованые диски - большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин. А для стандартного автомобиля лучше всего подойдут легкие, прочные и в меру пластичные литые колеса.

     МАРКИРОВКА КОЛЁСНОГО ДИСКА:

     На колесе обязательно должны присутствовать следующие маркировки: товарный знак производителя, дата изготовления (неделя и год), допускаемая статическая нагрузка (кг или фунты), клеймо контролирующего органа, и типоразмер. Типоразмер колёсного диска, выглядит следующим образом: 6Jх15 4х100 ЕТ 45 54.1

     Ширина обода  - расстояние между внутренними поверхностями бортовых закраин колеса. Определяет возможную ширину профиля устанавливаемой шины. В данном случае это 6. Величина указанна в дюймах.

  Монтажный диаметр - диаметр кольцевой части обода, на которую опирается шина. В нашем случае он равен 15. Величина так же измеряется в дюймах.

 

 

     PCD (Pitch Circle Diameter). - Диаметр расположения отверстий крепления. В нашем примере: PCD 4х100 означает, что этот диаметр равен 100 мм, а число отверстий - 4.
Примечания: Величина PCD должна соответствовать технической документации автомобиля. Любое отклонение приведет к перекосу крепёжных элементов диска. Иногда на ступицу с PCD 4х100 часто пытаются надеть колесо PCD 4х98 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо! В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью, остальные же отверстия «уведет» и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом - посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет «бить», кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой. При невозможности использования специального прибора, для измерения PCD, можно измерить расстояние «А» между центрами отверстий и умножить на соответствующие коэффициенты, которые приведены здесь:

 

 

 

     ET - (вылет) - Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса. В нашем случае 45. Вылет может быть нулевым, положительным (привалочная плоскость выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (привалочная плоскость утоплена).

 

 

     DIA - диаметр центрального отверстия должен соответствовать, с минимальным зазором, диаметру центрирующего выступа на ступице автомобиля. В нашем примере 54.1. Допускается отклонение его величины в большую сторону . В этом случае для установки колеса используется переходные центрирующие кольца. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице автомобиля. Окончательное же центрирование осуществляется по коническим или сферическим поверхностям в отверстиях крепления диска болтами или гайками.

     J и H2  и т.д.- символы, нужные больше специалистам. В J зашифрована информация о конструкции бортовых закраин обода (может быть JJ, JK, K или L). А H2 - это код конструкции хампов.

 Хамп - кольцевых выступов на посадочных полках обода, служащих для надежного удержания бескамерной шины на ободе. Вариаций много: H, FH, AH...и т.д.

     Выбор колёсного диска

     Подбор колеса только по посадочному диаметру может впоследствии привести Вас к печальным результатам, наихудшим из которых может быть абсолютная "несовместимость" выбранного Вами диска и Вашего автомобиля. При покупке диска необходимо дополнительно учитывать целый ряд параметров, владение которыми в полном объеме под силу лишь грамотному специалисту.

 Приведем лишь основные.     
     Вылет колеса, величина сугубо индивидуальная для каждой модели автомобиля и рассчитывается производителем, исходя из оптимального соотношения характеристик управляемости и устойчивости, а также нагруженности деталей трансмиссии.                 Установка колеса с вылетом, значительно больше рекомендуемого, недопустима, т.к. приводит к существенному снижению устойчивости автомобиля в поворотах. К тому же шины могут задевать за колесные арки или элементы подвески.

     Изменение величины вылета допускается в сторону уменьшения стандартной величины, не более 7 мм. Для нашего примера ET 45, вылет будет составлять ЕТ 38. Уменьшение величины вылета на указанную величину, как правило, ни как не отражается на состоянии подвески автомобиля. С такими изменениями колесо, несколько будет выходить наружу, от стандартного положения, что влечёт за собой никаких негативных последствий.

 

     Ремонт легкосплавных колёс с не большим повреждением обода?

    Прокатать литой колесный диск и восстановить геометрию, при малых повреждениях возможно. Такую услугу предлагают многие мастерские. Однако мы не рекомендуем ей пользоваться, поскольку такое колесо, восстановленное прокаткой, уже не отвечает требованиям ГОСТа на легкосплавные колеса. В месте ремонта присутствует внутреннее напряжение и усталость металла. Восстановление легкосплавного колеса, с применение сварки, категорически запрещено.

     Установка колеса:

    . При установке следует убедиться, что длина резьбовой части болта или шпильки достаточна для надёжного крепления колеса (не менее 6-7 полных оборотов) Кроме того, если на новом диске предусмотрены отверстия, допустим под затяжку на сферу, а имеющийся у Вас крепёж затягиваются на конус, то необходимо сменить детали крепления (болты, гайки). При выборе крепежа, необходимо быть предельно внимательным. Резьбовая часть болта или гайки, должна строго соответствовать виткам резьбы крепёжных элементов автомобиля.

     При установке колёс следует убедиться, что ничто не мешает плотному примыканию привалочных плоскостей  ступицы и колеса. Плотному смыканию могут мешать, например: головки винтов тормозного барабана, выступающие за привалочную плоскость, колпачки от прежнего стального колеса, наплывы краски на привалочной плоскости диска. 
     Следует убедиться, что внутренняя часть диска не задевает суппорта, тормозные барабаны и элементы подвески. В случае, если на автомобиле используются тормоза с плавающими суппортами, то расстояние от диска до суппорта должно быть не менее 3-5 мм. В противном случае, суппорт может касаться диска после замены тормозных колодок. 
    После установки, следует убедиться, что шина, в крайних поворотах руля, не касается элементов кузова и подвески автомобиля.

   В заключении, хотелось бы отметить, что выбор и подбор колеса к автомобилю, довольно сложная процедура. Поэтому лучше всего, при выборе обращаться в специализированные шинные центры, где имеются квалифицированные специалисты, и необходимое оборудование. Этим Вы сэкономите, не только Ваше драгоценное время, но и убережете себя от дополнительных затрат связанных с обменом «неправильных» колёс и дополнительных трат на ремонт подвески автомобиля.